Первые упоминания о клавире - клавишно-струнном инструменте - относятся к XIV-XV векам. Долгое время клавиром именовали всякий клавишный инструмент, даже орган. В XVI веке определяются и становятся самыми распространенными две разновидности клавира - клавесин и клавикорд, получившие множество различных названий: клавесин, чембало, спинет, харпсихорд, вёрджинел.

Различия между клавесином и клавикордом в основном заключалось в способе извлечения звука. В клавикордах звук получался от прикосновения к струне металлической пластинки, называемой тангентом. Тангент прикреплялся к внутреннему концу клавиши и при нажиме последней касался струны. Особенные свойства механики инструмента придавали ему ту чувствительность, при которой малейшее изменение нажима пальца на клавишу вызывало соответствующее изменение силы звука; таким образом, звуковая динамика непосредственно зависела от исполнителя. На клавикордах было возможно играть более певуче и плавно, чем на клавесине, но звук его при этом был слабый и глуховатый, тембровый контраст исключался. Все в инструменте располагало к музыке интимной, нежной и мягкой, которая не должна была возбуждать сильные страсти, а только "трогать сердца".
Устройство клавесина отличается от клавикорда. Струна в нем приводится в колебание посредством перышка или язычка (плектра), насаженного на стерженек, соединяющий его с клавишей. При нажиме на клавишу стерженек поднимается, и плектр защемляет, как бы щиплет струну. Язычок обычно делается из вороньего пера или из кожи. Звук клавесина отрывистый, звонкий, мало певучий, вследствие чего исполнение legato затруднено. На клавесине недоступны и динамические оттенки, то есть увеличение или уменьшение силы звука; исполнитель не мог по своей воле и желанию влиять на качество звука.
Усовершенствованный клавесин имел обычно два мануала, то есть две клавиатуры и педали. Каждая клавиатура обладала только одной силой звучности: forte или piano. Октавное удвоение тонов, специальные регистры, наподобие органных, обогащали тембровое звучание. Виртуозы-клавесинисты, искусно пользуясь двумя (а иногда и тремя) клавиатурами и регистрами, добивались большой красочности звучания, динамических нарастаний и спадов. Клавесин с несколькими мануалами обладал очень сильным звуком, и это определило его положение концертного инструмента, а также непременного участника оркестра.
Фортепиано - инструмент с молоточковой системой - начало входить в музыкальный обиход значительно позже, с середины XVIII века.

В XVI веке клавесин приобрел положение универсального инструмента: им широко пользуются в домашнем музыкальном быту, во время торжественных и официальных церемоний; с возникновением оперы он становится обязательным участником оперного спектакля, а также и камерного ансамбля.
Творческое освоение клавишно-струнных инструментов, начавшееся в XVI веке, вскоре привело к возникновению отдельных национальных школ, к созданию традиций, на которые опирались композиторы последующих поколений. В большинстве европейских стран - в Италии и Польше, в Испании и Чехии - музыканты-клавиристы содействовали распространению клавирной музыки, ее проникновению в музыкальную жизнь и быт.
Формирование сюиты и вариаций для клавира. Подавляющее большинство клавирных пьес XVI века - собственно танцы и пьесы, хотя и не носящие танцевальных названий, но сохраняющие связь с движением, ритмом танца. Типизируются некоторые жанры, происхождением обязанные танцу, но обладающие возможностью чисто музыкального развития: сарабанда, чакона, пасскалья (особая форма вариаций на постоянный бас, так называемый basso ostinato). Длительный и устойчивый творческий интерес к этим жанрам был вызван особыми их свойствами, открывающими простор для свободного мелодического, гармонического и фактурного варьирования.
Ведущее положение в истории клавирного искусства эпохи барокко принадлежит Англии и Франции.
В музыкальных сборниках английский вёрджинелистов конца XVI и первой половины XVII века преобладают пьесы, представляющие собой вариации на популярные народно-бытовые песенные мелодии и танцы. Искусство варьирования и форму вариаций, сделавшуюся излюбленной и общепринятой в барочной клавирной музыке, взрастили композиторы-вёрджинелисты. Например, вариации У. Бёрда "Свист возницы", "Фортуна", "На охоте" и другие.
Основоположником французской клавесинной школы считается Жак Шампион, известный под именем Шамбоньера (после 1601-1670/72). В его многочисленных сочинениях заметно проступают черты того специфического клавесинного стиля, который доведет до классических норм выдающимся представителем французской школы клавесинистов Франсуа Куперен.
Если английским вёрджинелистам клавирная музыка обязана развитием искусства вариаций, то с творческой деятельностью французских клавесинистов связано появление и развитие клавирной сюиты. Свое происхождение сюита ведет от музыки городского быта, домашних музыкальных развлечений; по-видимому, в этом заключаются причины некоторых специфических жанровых особенностей сюиты. Название «сюита» происходит от французских слов «suite», «partie», что значит «следование», «последование». Сюита представляет собой циклическую композицию, которая образуется из нескольких следующих в определенном порядке частей; каждая из них обладает замкнутой формой и законченностью замысла. Вся серия номеров сюиты объединяется общей тональностью. Отличие сюиты от других циклических построений (например, сонаты) в том, что ее основу составляют танцы, контрастные по движению и характеру. Спокойному движению противопоставляется оживленное, медленному — быстрое. В процессе формирования и отбора наиболее типичных танцевальных ритмических формул к середине XVII века определилась схема сюиты, которой стали придерживаться большинство композиторов, в том числе и И. С. Бах. Четыре танца составляют стержень старинной сюиты: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
Аллеманда — несколько тяжеловесный четырехдольный танец в спокойно-умеренном движении, серьезного характера. Изложение его часто бывает полифоническое. Аллеманда как танец была известна уже с начала XVI века. Претерпев значительную эволюцию, она продержалась в качестве основной части сюиты почти до конца XVIII столетия. Аллемандой начинается большинство сюит.
Куpанта — оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности куранта достигла во второй половине XVII века во Франции.
Сарабанда происхождением связана с религиозно-обрядовой музыкой. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. В более поздней литературе встречается образное выражение — «смерть танцует сарабанду». Это танец скорбно-сосредоточенного характера и медлительного движения; трехдольная метрика в нем имеет склонность к удлинению второй доли.
Жига — самый быстрый старинный танец. Стремительность движения определила положение этой пьесы в сюитном цикле: на нее возлагаются функции финальной части. Трехдольный размер жиги (3/8, 6/8, 9/8, 12/8) нередко переходит в триольность; излагается материал часто в фугированном, полифоническом стиле.
Кроме названных четырех частей, обязательных для сюиты, дополнительно вводились и другие: гавот, менуэт, бурре, паспье, полонез. Иногда танцевальным пьесам противопоставлялась так называемая ария - air - пьеса лирического характера и нетанцевального ритма; вставлялись также программные пьесы различного содержания. Группа пьес. помещенных между сарабандой и жигой, получила название "интермеццо". Название подчеркивает их вставной характер. Располагаясь обычно между сарабандой и жигой, эти дополнительные номера способствуют созданию плавного перехода от самой медленной части к самой быстрой.
Французская клавесинная музыка. Французским клавесинистам принадлежит создание грациозной орнаментальной мелодики с изысканно изукрашенным мелизмами рисунком. Различные морденты, групетто, форшлаги, "завитушки" в известной мере аналогичны всевозможным украшениям, тиичным для французского искусства конца XVII - начала XVIII века, получившим благодаря этому характерное название "рококо".
Творчество Франсуа Куперена (1668-1733) - часто его именуют "Франсуа Купереном Великим" - представляет собой одну из вершин французского клавесинного искусства. Сюиты Куперена, вырастающие до больших размеров, включают многочисленные программные миниатюры. Здесь можно встретить и пасторальные образы ("Тростники"), и целую галерею лирических портретов ("Застенчивая", "Сумрачная"), и изящную звукопись ("Будильник", "Маленькие ветряные мельницы"), и жанровые, иногда юмористические зарисовки ("Жнецы", "Сборщицы винограда", "Старцы на ходулях"). Чаще всего Куперен использует форму рондо, имеющую танцевальное происхождение и рельефно выявляющее основной образ пьесы.
В 1716 году был опубликован трактат Куперена "Искусство игры на клавесине", в котором великий мастер изложил свои эстетические взгляды, а также привел разработанную им систему записи украшений.
Имя Куперена и его произведения неотделимы от представления о классически ясном, отточенном клавесинном стиле, который оказал заметное влияние даже на таких самобытных художников, как Бах и Гендель. Высоко оценивая мастерство Куперена, Брамс писал: "Скарлатти, Гендель и Бах - в числе его учеников". Отзвуки клавесинного стиля можно легко обнаружить в фортепианных произведениях Гайдна, Моцарта и даже юного Бетховена.

@темы: Музыкальная литература зарубежных стран

Комментарии
20.02.2024 в 14:18

Различные типы материалов для фасада предлагают широкий выбор возможностей, включая разнообразие цветов, текстур и стилей, что позволяет адаптировать внешний облик здания под конкретные архитектурные требования и предпочтения заказчика.
URL

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail