Жизнь национального оперного искусства в Англии была еще более кратковременной, чем в Германии. Это тем более удивительно, что Англия во всех отношениях - экономическом, политическом, культурном - была одной из самых передовых стран Европы.
После революции 1640-1660-х годов Англия, опередив большинство европейских государств, перешагнула порог нового времени и первая возглавила просветительское движение, которое сформировалось здесь уже во второй половине XVII века, и идеи которого ярче всего воплотились в литературе и философии. Много сложнее обстояло дело с искусством музыки. В представлении суровых пуритан музыка, царившая при дворах королей, служившая излюбленным развлечением английской аристократии, как бы отождествлялась с ненавистным строем абсолютной монархии.
Победа революции и пуритан принесла "развратительнице музыке" беспощадные гонения и всевозможные запреты. Специальными указами ограничивались права музыки в церкви, преследовалась она и в быту.
Некоторые историки справедливо усматривают в действиях пуритан, в их ханжески-аскетических воззрениях одну из самых серьезных причин упадка национального музыкального искусства, ибо в прошлом музыка англичан не уступала оригинальностью, интенсивностью развития другим европейским странам, даже таким, как Италия или Франция.
По великолепным органам в английских соборах можно судить о высоком уровне культовой музыки еще в глубокой древности. А вместе с тем одним из первых законодательных предписаний пришедших к власти пуритан был акт о запрещении органов и музыкальных инструментов в храмах.
В XVI веке Англия славилась своими композиторами-вёрджинелистами. В истории клавирной музыки искусство вёрджинелистов - Бёрда, Булла, Гиббонса, Фарнаби - рассматривается как первое вполне сложившееся самобытное творческое направление. Есть еще одна область, в которой художественная одаренность нации проявилась с большой яркостью, - это театр.
В английском театре музыка мыслилась его создателями как неотъемлемая составная часть драматического действия. Исключительное внимание уделял музыке Шекспир в своих сценических произведениях.
Издавна существовал в Англии оригинальный музыкально-драматический жанр, имеющий специальное название - "маски". Некоторые историки склонны считать "маски" разновидностью национальной оперы.
"Маски" составлялись наподобие дивертисмента из разных номеров: драматических диалогов, комических интермедий, лирических эпизодов, сатирических вставок на современные темы - все это сопровождалось пением, танцами, инструментальной музыкой, оформлялось пышными декорациями. Сочинением музыки к "маскам" увлекались многие талантливые музыканты.
Генри Пёрселл (ок. 1659-1695). Подлинным и единственным творцом национальной английской оперы был Генри Пёрселл. Жизнь его искусства, как и его собственная жизнь, была быстротечна, подобно хрупкому, внезапно распустившемуся цветку. "Это очень тонкое искусство, - пишет Ромен Роллан. - В нем нет ничего надуманного, все крайне утонченно, всегда непосредственно и юно; несколько не хватает материальной жизненности: можно сравнить с Ван Дейком, элегантным и бледным".
Генри Пёрселл родился в Вестминстере. Его отец был регентом хора в Вестминстерском аббатстве и певцом королевской капеллы. Первоклассные педагоги с детства дали ему широкие знание, и уровень его сочинений, написанных в двенадцатилетнем возрасте, немногим уступает уровню современных ему известных английских музыкантов. Пёрселл изучал итальянскую музыку, сумел многое оттуда почерпнуть, однако творчество Люлли было ему ближе, его он чувствовал тоньше и сильнее.
Пёрселл не только образованный музыкант, он творчески был связан с литературными кругами, с передовыми деятелями английской литературы. Именно литературные знакомства и встречи натолкнули Пёрселла на мысль обратиться к драматической музыке. Так появились его произведения к театральным пьесам.
Творчество Пёрселла разнообразно и интересно во всех своих проявлениях. Он писал антемы, гимны, инструментальную музыку. Ему принадлежат десятки музыкально-драматических произведений, но среди них только одна оперы - "Дидона и Эней" (1689). "Дидона и Эней" - чуть ли не единственная английская опера без разговорных диалогов, в которых драматическое действие от начала до конца положено на музыку.
Не поступаясь самобытностью таланта, Пёрселл умело и умно использовал опыт итальянской и французской оперы. Воздействие итальянской школы сказалось на внимании, уделяемом сольному пению, на использовании некоторых форм и приемов, частых в творчестве венецианских композиторов и Монтеверди. Влияние Люлли ощущается в благородной простоте хорового звучания, в танцевальных построениях. Вместе с тем в этих эпизодах (особенно в хорах и плясках ведьм, матросов) явственна близость фольклору, национальной традиции.
"Дидона и Эней" - лучший памятник английского оперного искусства и театральной музыкальной культуры конца XVII века. Здесь воплотились черты великого таланта Пёрселла: глубоко проникновенный, сдержанный и искренний лиризм, свежесть аромата английский народных напевов, безупречное совершенство конструкции. Разнообразие и лаконизм оперных форм отличают оперу Пёрселла от более "простонародных" произведений его итальянских и французских современников. Заключительная ария Дидоны - знаменитая скорбная чакона - и оплакивающий ее хор образуют необычный для опер того времени лирико-трагедийный финал. По словам Ромена Роллана, "сцены прощания и смерти Дидоны было достаточно, чтобы сделать произведение бессмертным".
Безвременная смерть Пёрселла в 1695 году совпала с новой вспышкой пуританской ненависти к театру, музыке, опере. Громы, раздававшиеся против "безнравственности" этого искусства, по существу, направлялись в адрес аристократии и двора, однако создавшаяся атмосфера не могла благоприятствовать процветанию светской и тем более оперной музыки. Не видя будущего, артисты, музыканты отрекались от своего искусства.
Смерть Пёрселла была концом английской национальной оперы. Английский публицист Адиссон (1672-1719) в одной из журнальных статей с горечью констатирует общий упадок национальной музыки. "В данный момент наши представления о музыке настолько не тверды, что мы даже не знаем, что мы в ней любим; мы восхищаемся вообще всем не английским; лишь бы было иностранное произведение, будь это итальянское, французское или немецкое, так что это все равно. Коротко говоря, наша английская музыка уничтожена окончательно, и ничего не посеяно на ее месте".
Пользуясь покровительством английской фамилии, аристократии, меценатов, в Англию ринулись музыканты из других стран, преимущественно из Италии. В начале XVIII столетия на английской сцене воцарилась итальянская опера.

"Дидона и Эней"
Почитать про оперу более подробно можно тут.

Выбрала именно эту постановку за картинку. Финальная чакона меня прямо покорила.

***
И теперь о планах. Мы наконец-то закончили "небольшую вводную часть", посвященную опере 17 и начала 18 века. Будет еще одна запись обобщающая полученные знания, а потом уже пойдет инструментальная музыка и биография композиторов, первым из которых будет И.С.Бах.

@темы: Англия, Музыкальная литература зарубежных стран