Большой талант и всепреодолевающее упорство проложили путь головокружительной карьере Люлли. Итальянец по происхождению, сын флорентийского крестьянина, Жан-Батист Люлли мальчиком четырнадцати лет был вывезен из Италии герцогом Гизом и поступил на службу поваренком к сестре короля - принцессе де Монпансье. Не получив во Флоренции никакого образования, он только и умел что петь и играть на гитаре. В париже Жан-Батист пристрастился к игре на скрипке и вскоре достиг столько виртуозного искусства, что был принят в "Большой королевский оркестр" (другое название - "24 скрипки короля"), а затем стал во главе им самим сформированного "Малого оркестра короля" (16 скрипок короля"). Когда несколько позже к Люлли перешло руководство всей королевской музыкой, он строжайшей дисциплиной и настойчивым трудом довел оркестровое исполнение до совершенства, какого не знал ни один оркестр Европы. В это период своей деятельности Люлли - "композитор инструментальной музыки" при дворе юного Людовика XIV - писал множество инструментальных пьес для различных составов: сюиты для струнных инструментов, военные марши и ансамбли для труб и гобоев. Есть у него и церковные произведения, торжественная пышность придает им оперно-театральный характер. Однако деятельность Люлли как организатора и творца французской оперы превзошла и затмила все остальное. Театр оказался областью, в которой Люлли особенно широко проявил свою неистощимую изобретательность. В бесчисленных балетах, дивертисментах Люлли одновременно подвизался в качестве автора музыки и постановщика, актера, музыканта и танцора. читать дальшеС 1673 года, когда появилась первая опера Люлли "Кадм и Гермиона", до 1687 - года смерти и последней оперы ("Ацис и Галатея") - им было написано 13 оперных произведений - величавых памятников французской музыкальной классики. В оперном творчестве Люлли сложился новый, характерный именно для французского музыкального театра тип оперы - лирическая трагедия. Большинство из них написаны на либретто Филиппа Кино, который состоял на королевской службе и был постоянным либреттистом Люлли. Искания Люлли - оперного композитора - шли в направлении, противоположном его предшественнику Камберу. Не подражание итальянским образцам, а проникновение в художественную культуру Франции , опора на сложившиеся в разных ее сферах национальные традиции помогли ему воздвигнуть монументальное здание французской оперы. Особенности драматургии французской лирической трагедии. На формирование национальных черт в операх Люлли исключительное влияние оказали французский театр и классическая трагедия. Оттуда заимствовал Люлли внушительную пятиактовую композицию с прологом, декоративную нарядность форм, условную систему сценического поведения актера. Но связь опер Люлли с французской трагедией не ограничивалась сходством внешних черт. Общее - и в тематике, в содержании, в трактовке образов. Столкновение героического и лирического, разума и чувства, роковой страсти и нравственного долга, являющееся источником драматического движения в трагедиях Корнеля и Расина, служит драматургическим стержнем и в лирических трагедиях Люлли. Оттуда берут начало героическая патетика, общая приподнятость эмоционального строя, пластическая выпуклость музыкальных образов. Не менее существенным оказалось воздействие на музыкальную речь Люлли театральной трагедийной декламации. "L'art de la declamation" - "искусство декламации" - считалось основным законом мастерства и для автора оперы. Мелодичность, ритмическое разнообразие сближали театральную декламацию с пением. Известно, что Расин даже нотировал тексты некоторых трагедий. Трагедийную декламацию как одну из особенностей национального искусства Люлли берет за образец для вокального стиля своих опер. Он усредно посещает театр Расина, изучает французскую речь, приемы театральной декламации, проникается ее интонациями и затем воссоздает все это в музыке. Сам Люлли указывал на эту связь: "Если вы хотите хорошо спеть мою музыку, - говорил он, - сходите послушать Шанмиле". В истоках, в характере пения заключено коренное различие стиля итальянской и французской оперы. Речитатив не как соединительное звено между ариями, а речитатив преображенный в выразительную, ритмически размеренную декламацию, - основа и сущность французской оперы. Пение в операх Люлли неотрывно от слова, движения и жеста актера. От своих певцов (Люлли сам обучал их пению) он требовал безупречной актерской игры. Опера Люлли, по словам Ромена Роллана, "была школой декламации и драматической игры; а учителем в этой школе был он сам". Вместе с тем Люлли достаточно свободно пользуется замкнутыми вокальными формами, преимущественно небольшими по размерам ариями, построенными на песенных и танцевальных мелодиях. Такие арии, легко объединяясь с речитативом, образуют уже большие драматические сцены. Например, монолог Армиды над спящим рыцарем Рено - одно из самых выдающихся созданий Люлли. Важнейшим компонентом лирических трагедий Люлли был балет, помещавшийся, как правило, во втором действии. В этом отношении Люлли также шел навстречу национальным вкусам, всеобщей любви французов к танцу. Первые образцы балетной музыки были завезены из Италии во Францию во второй половине XVI века и сразу завоевали прочное признание. В XVII веке балет прочно и сразу "врастает" во французскую культуру, формируясь как самостоятельный вид национального искусства. Более того, ни одно оперное произведение не принималось к исполнению без развернутых балетных сцен. Итальянец Кавалли смог добиться постановки своих опер в Париже, лишь вставив в них балет (напомним, что балетная музыка к "Ксерксу" Кавалли принадлежит Люлли). Эта традиция оказалась настолько живучей, что спустя двести лет с подобным же требованием столкнулся Вагнер при постановке на парижской сцене "Тангейзера". Люлли - знаток балета и сам искусный танцор - разрабатывал жанр самым тщательным образом. Помимо самостоятельных балетных спектаклей, исключительное место отводит он балету в опере. Не отказываясь от танцевальных вставных номеров, не связанных с сюжетом (то есть дивертисментов), Люлли по ходу действия "украшает" его всевозможными торжественными шествиями, выходами, празднествами, большими сценами-пантомимами с изображением пасторалей, идиллий, различных фантастических и волшебных картин. Балет придает французской опере яркую красочность, картинность, усиливает зрелищно-театральную сторону оперного спектакля. Нередко в балетных сценах участвовал сам Людовик XIV, который был превосходным танцором. Но роль оркестра в операх Люлли усиливается не только в прямой связи с движением, танцем. Оригинальна оперная увертюра, созданная Люлли. Она получила название "французской увертюры". В целом лирические трагедии Люлли представляли собой крепко спаянную композицию. Импозантность и внушительность формам придавали обязательное участие хора, балета, развернутые оркестровые эпизоды - увертюры, вступления, антракты, массовые парадно-декоративные сцены; все это сочеталось в операх Люлли с героическими темами, с активным развитием конфликта между любовью и долгом, чувством и разумом.
Жан-Филипп Рамо (1683-1764).
Представление о французской музыкальной культуре первой половины XVIII века неразрывно связано с именем Жана-Филиппа Рамо - одного из выдающихся оперных композиторов эпохи барокко. Между 1733 и 1764 годами в Париже было поставлено свыше двадцати его музыкально-театральных произведений; среди них особенно выделяется лирическая трагедия "Кастор и Поллукс" и опера-балет "Галантные Индии" (1735), которые наравне с "Армидой" Люлли вошли в историю французского оперного театра. Лирические трагедии Рамо, наследующие традиции Люлли, обладают своими особенностями, которые получили развитие в творчестве Глюка (например, связь увертюры с господствующим характером оперы). Творческое наследие Рамо, стержнем которого явились музыкально-театральные произведения, представлено также жанрами духовной, камерно-ансамблевой и клавирной музыки. Существует непосредственная свзяь между клавирными пьесами Рамо и его произведениями для музыкального театра. Например, тематический материал пьесы "Дикари" был использован в опере-балете "Галантные Индии" ("Пляска большой трубки мира"). Клавирный стиль Рамо тяготеет к театральной конкретности образов, и в этом заключается его отличие от камерно-интимного стиля Куперена. Велика историческая ценность деятельности Рамо в области теории музыки. Речь идет о "Трактате о гармонии" (1722) и других работах, в которых он обосновал терцовое строение и обращение аккордов, ввел понятие тонического центра, доминантовой и субдоминантовой функции. Утверждение Рамо о первенствующей роли гармонии по отношению к мелодии стало причиной полемики Рамо с французскими просветителями Руссо и Гриммом.
"Кадм и Гермиона" Люлли Почитать основную информацию о постановке можно здесь.
фильм о Люлли
О Люлли внезапно много самых разных фильмов и передач, все-таки фигура выдающаяся и достаточно нестандартная. музыкальных произведений у него тоже великое множество, тк у меня лишь информация для ознакомления, я не буду сюда выкладывать все, что находится по операм Люлли.