Выдающимся явлением в истории музыкальной культуры XVII века было творчество великого итальянского композитора Клаудио Монтеверди. "...Никогда, - пишет Ромен Роллан, - новое искусство не восторжествовало бы с такой силой и универсальностью, которые характеризуют победу оперы в XVII веке, без непреодолимого гения Монтеверди".
Клаудио Монтеверди (1567-1643) родился в городе Кремоне в семье врача. Он получил серьезное образование, окончил Кремонский университет; обширные музыкальные познания приобрел, занимаясь с капельмейстером при Пьемонтском соборе Антонио Индженьери; с двадцати трех лет Монтеверди - на службе у герцога Мантуанского в качестве исполнителя на виоле и певца. Через некоторое время он был уже директором придворной капеллы и "маэстро камерной музыки". читать дальшеВместе с двором сопровождал Монтеверди герцога во время путешествий и военных походов. Разнообразие жизненных впечатлений обогащало духовный мир художника, расширяло его кругозор. Часто непосредственно наблюдаемые события служили творческим импульсом, рождавшим музыкальные образы, совершенно новые по выразительности и реалистичности. Так, например, виденные им военные сражения помогли создать тот особый "возбужденный, взволнованный стиль" (stilo concitato), которым Монтеверди пользовался в драматических батальных сценах своих опер. Около четверти века прожил Монтеверди в Мантуе. На склоне лет он оставил герцогскую службу и переехал в Венецию, которую не покидал уже до конца жизни. Там Монтеверди - капельмейстер собора св. Марка - руководит капеллой певцов и инструменталистов, сочиняет духовную музыку. В 1630 году он принял духовный сан, однако, и в этой новой роли продолжал культивировать светскую музыку. При жизни Монтеверди в Венеции там открылся первый публичный оперный театр, и семидесятилетний композитор ставил в нем свои оперы. Многосторонняя творческая деятельность принесла Монтеверди широкую известность. Окруженный всеобщим почитанием, композитор скончался в Венеции 29 ноября 1643 года в возрасте семидесяти шести лет.
Первые оперы Монтеверди появились в Мантуе: "Орфей" в 1607 году, "Ариадна" в 1608 году. Композитор многое воспринял от флорентийцев. Творческая близость с деятелями камераты укреплялась к тому же и личной дружбой. Тем не менее искусство Монтеверди совершенно индивидуально и во многом противоречит искусству Пери и Каччини. читать дальшеВ отличие от композиторов флорентийской школы, Монтеверди - опытнейший мастер вокальной полифонии - не отрицал живых эмоциональных качеств полифонической музыки. До создания своей первой оперы Монтеверди был известным автором многочисленных мадригалов - излюбленной в конце XVI и начале XVII века формы светской вокальной полифонической музыки. На протяжении всей последующей творческой жизни Монтеверди не переставал сочинять многоголосные произведения. Знаменитый "Плач Ариадны" из оперы "Ариадна" он создал отдельно в виде пятиголосого мадригала. Не отбрасывая, как это делали флорентийцы, богатейший опыт предшествующего времени, Монтеверди пришел к новой трактовке оперы, далекой от умозрительности и статичности оперной концепции камераты. Величайший новатор, Монтеверди оказался первым подлинным создателем музыкальной драмы. Из многочисленных оперных творений композитора до нас дошло немногое. От раннего мануанского периода целиком сохранился лишь "Орфей"; "Ариадну" мы знаем по одному отрывку "Плачу Ариадны". Среди произведений венецианского периода уцелели две поздние оперы: "Возвращение Улисса" (1641) и "Коронация Поппеи" (1642). Знаменитое сочинение Монтеверди "Поединок Танкреда и Клоринды" на сюжет из "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо, помещенное в сборнике его мадригалов, было издано автором в 1638 году.
Принципы оперной драматургии. Несколько десятков лет отделают раннюю оперу "Орфей" от поздней - "Коронация Поппеи". О размахе гениального новаторства Монтеверди свидетельствуют самые ранние его творческие проявления. Так же как и флорентийцы, Монтеверди считал, что слово, поэтическая речь должны определять характер мелодии, движение мелодической линии. "Устраните слово, - говорил Монтеверди, и как тело без души, так музыка утратит наиболее важную, наиболее существенную свою принадлежность". Но если композиторов флорентийской школы это положение привело к монотонному речитативному стилю, то для Монтеверди оно же сделалось источником мелодического разнообразия. читать дальшеМелодии Монтеверди не слепо следуют за каждым произносимым словом, а раскрывают внутреннее содержание текста, драматический смысл поэтического образа. Один из первых образцов нового выразительного стиля Монтеверди - диалог Орфея и Вестницы, сообщающей ему о смерти Эвридики. Оперная композиция, по мысли Монтеверди, зависит от лежащей в ее основании драмы, от психологических коллизий, которые обуславливают поведение и поступки героев. Задача композитора - средствами музыки показать многообразие человеческих характеров, действующих в сложных драматических ситуациях. Путь Монтеверди - от оперы флорентийского образца, от отвлеченных аллегорий и мифологических сюжетов к реализму исторической драмы. Такой драмой оказалась "Коронация Поппеи" с целой галереей портретов и ярких характеристик. За историческими событиями и именами угадывались современные нравы и судьбы венецианской республики. По мнению советского музыковеда К. Кузнецова, "Коронация Поппеи" - это "картина жизни общества Венеции 17 века, и хотя действующие лица носят древнеримские имена, но они достаточно часто выдают свое венецианское значение". Драматургия "Коронации Поппеи" основана на сильных, ярких контрастах. Трагическая сцена предсмертного прощания Сенеки с учениками и домочадцами сменяется изящным лирико-комедийным дуэтом слуг, сдержанная скорбь монолога Октавии - торжеством коронации Поппеи, завершающимся любовным дуэтом новой императрицы и Нерона. Контрастность драматургии, сила и правдивость характеров дают повод для сравнния композитора с его великим современником - Шекспиром. "Шекспировский реализм" Монтеверди вел его к открытиям и находкам, необычайно обогатившим красочно-выразительный язык музыки. Прежде всего это коснулось оркестра, его состава, отводимого ему места. В ранних операх Монтеверди состав оркестра достигал свыше сорока инструментов, что по тому времени было явлением исключительным. Но в дальнейшем Монтеверди сокращает и упрощает свой оркестр, отказывается от старинных инструментов, вводит вместо виол скрипки. Соединение струнной группы с клавесином (чембало) становится основой новой оркестровки. Сжимая оркестр количественно, он изобретает новые средства, позволяющие усилить выразительность и точность обрисовки драматического образа. Например, желание изобразить звуками картину битвы в "Поединке Танкреда и Клоринды", возбужденное состояние, удары мечей наталкивает Монтеверди на применение приемов tremolo, pizzicato. Многочисленные инструментальные эпизоды - увертюры, симфонии, ритурнели - насыщают его оперы: они должны по ходу действия подчеркнуть значительность того или иного момента драмы. С не меньшей оригинальностью проявил себя Монтеверди в области оперного пения. Повышенная экспрессия, открытая эмоциональность - новое, что внес Монтеверди в вокальную музыку. Монтеверди стремился к психологической убедительности и умел ее добиваться. Современников поражала дерзость его исканий, смелость ритмических и гармонических оборотов и последований. В знаменитом "Плаче Ариадны" поколения музыкантов видели образец новой манеры драматического пения, в котором глубина дыхания и пластика мелодического рисунка органично сочетаются с выразительной драматической декламации. Созданный Монтеверди тип оперной арии lamento (жалоба, плачь) быстро проник в оперы, оратории и удерживался на протяжении всего XVII века; в измененном виде lamento можно встретить у Баха, Генделя и даже Глюка. Монтеверди принадлежит право первенства в создании различных форм оперного сольного пения. Ромен Ролан утверждает, что в "Коронации Поппеи" намечены все формы оперных арий: деламационная, варьированная, двухчатсная, ария da capo, народная песня. В поздних произведениях Монтеверди, и в частности в "Коронации Поппеи", сложились основные принципы оперной драматургии, которым затем следовало большинство итальянских композиторов во главе с Алессандро Скарлатти. И хотя "шекспировский реализм" Монтеверди - явление индивидуальное - был вытеснен другими тенденциями, проявившимися в итальянской опере, многие традиции оперного искусства восходят к творчеству великого Монтеверди.