К середине XVII века центр оперного искусства из Флоренции переместился в Венецию. Богатейший в Европе город купцов и предпринимателей, Венеция в XVII веке испытывала жестокую конкуренцию со стороны Голландии и Англии. Ее былое могущество ослабевало, заморская торговля падала. Преддверие заката Венецианской республики отмечено особенной напряженностью умственной жизни, средоточием которой являлись многочисленные философские и литературно-художественные академии. читать дальше Название "академия" заимствованно из истории античной мысли. Древнегреческий философ Платон собирал учеников своей школы в садах Академа. В эпоху Ренессанса с его девизом возрождения античной культуры собрания философов, ученых, поэтов, музыкантов, которые происходили во дворцах меценатов, получили название "академия".Одна из первых ренессансных академий была основана в XV веке при дворе Лоренцо Медичи; затем академии стали возникать и в других городах. Впоследствии, когда музыка на этих собраниях заняла преобладающее место, академией стали называть обычный концерт. В таком значении название "академия" сохранилось вплоть до XIX века, и еще Бетховен называл концерты академиями. В отличие от флорентийской или римской оперы - детища меценатов и патрициев - в Венеции опера покидает дворцы аристократов и "переселяется" в общедоступные городские театры, рассчитанные не на избранный круг посетителей, а на массу городского населения. Отныне существование и развитие оперной культуры во многом зависит от сборов, так как придворный театр посещался по специальным приглашениям, а двери общедоступного театра были открыты для любого горожанина, купившего билет. Открытие первого публичного оперного театра Сан-Касиано произошло в 1637 году. читать дальшеНеслыханный успех этого предприятия послужил толчком к возникновению многих других. Бывали периоды, когда в Венеции одновременно функционировали восемь оперных театров, которые, несмотря на короткие театральные сезоны, успевали ставить по несколько произведений в год. Само слово "опера" (с ит. "произведение", "дело", "работа") появилось именно в венеции и сменило флорентийское обозначение "drama per musica". Точно так же слово "либретто" имеет венецианское происхождение ("либретто" переводится как "книжечка", тексты венецианских опер, предназначенные для посетителей театров, помещались в книгах малого формата). Конкуренция побуждала предпринимателей неустанно изобретать технические эффекты, чтобы превзойти соперничающие театры. Прежде всего, требовалось красивое, вызывающее удивление зрелище с интересным, занимательным сюжетом и приятной, легко запоминающейся музыкой. Либретто строились на запутанных любовных интригах с захватывающими драматическими положениями, внезапными нападениями, убийствами, кораблекрушениями, землетрясениями и прочим. Особенно нравились наполненные "ужасами" сцены заклинаний и вызывания духов или идиллии и картины сна со всевозможными метаморфозами. Почти ни одна опера не обходилась без батальных сцен, поединков, дуэлей, массовых картин с торжественными выездами и триумфальными шествиями под звуки трубных фанфар. Античные мифы, так же как и события из древней истории, толковались весьма свободно и часто наполнялись фактами и фигурами, не имеющими к ним никакого отношения. В обычай вошло вставлять в серьезные произведения для "разрядки" комические эпизоды; не связанные подчас с сюжетом, они имели единственной целью потешить публику. Из подобных комедийных сцен, обособленных в веселые интермедии, образовался впоследствии новый музыкально-театральный жанр, известный под названием оперы-буффа. Что касается собственно музыки, то и в венецианской опере с первых шагов обнаруживаются тенденции, определившие главное направление итальянской оперы. Деловые условия антрепризы вынуждали импресарио часто обновлять и менять репертуар. Из арсенала оперных форм устраняется хор и балет, ограничивается состав оркестра (объясняется это тем, что в Венеции, с ее множеством одновременно действующих театров попросту не хватало необходимого количества хористов и оркестрантов). Пение и собственное сольное пение начинает вытеснять все другие виды оперной музыки. Внимание композиторов сосредоточивается на арии, источником мелодики которой становится нередко итальянская народная музыка, ее ритмы и интонации. Особенно любовно используют венецианские композиторы песенный жанр баркаролы (слово "баркарола" происходит от итальянского слова "barca", "лодка", первоначально так называли песни венецианских гондольеров, чья профессия была одной из почитаемых, для них даже выделяли специальные ложи в театре). Венецианский период итальянской оперы - начало великолепного расцвета искусства драматического пения, но одновременно и начало эволюции, превратившей музыкальную драму в блестящий "концерт в костюмах".
Кавалли. Чести. Среди многочисленных композиторов венецианской школы выделяются Франческо Кавалли (1602-1676) и Марко Антонио Чести (1623-1669). Кавалли пел в хоре собора Св. марка, когда капельмейстером там был Монтеверди, и испытал благотворное воздействие его музыки. Речь идет, прежде всего, о серьезном, высоком драматическом стиле, созданном Монтеверди. читать дальшеС большим искусством разрабатывал Кавалли различные формы сольного пения. Его речитатив и драматические сцены по мастерству и выразительности стиля не уступают самому Монтеверди. Логично и естественно соединяет он речитативы с ариями, формируя их в двухчастные и трехчастные построения. Включение маленьких арий народно-песенного склада в характере уличных канцонетт сообщает его операм непринужденность и свежесть звучания. Кавалли оставил около 30 опер, которые уже при жизни композитора были признаны не только в Венеции, но и в других городах Италии. Ренессанс творчества Кавалли наступил в последней трети XX века; постановки его опер (в частности, "Дидона", "Ксеркс", "Калисто") способствовали усилению интереса к итальянской барочной опере. Иные стремления можно усмотреть в творчестве другого деятеля венецианского театра - Марко Антонио Чести, который создал тип парадной придворной оперы, воцарившейся в Европе. Один из лучших мелодистов эпохи, Чести покорял современников трогательным лиризмом своих мелодий. Но именно Чести обнаружил тяготение к замкнутым ариям концертного плана, которые не только останавливали драматическое действие, но подчас вовсе не были с ним связаны. Таким образом, в творчестве Чести обозначилась новая тенденция в развития итальянской барочной оперы, связанная с поворотом от музыкальной драмы к "опере-концерту", к опере "для виртуозов". читать дальшеДля венской императорской сцены Чести написал самую знаменитую из своих опер - "Золотое яблоко" (1668), в которой использовал миф о Парисе и Елене. Опера была поставлена с неслыханной роскошью, изобиловала аллегорическими сценами и множеством театральных эффектов (на протяжении пятиактной композиции с прологом декорации сменялись 24 раза). Сам Чести был монахом-францисканцем; в 1658 году лишен духовного сана. С 1665 года служил при венском императорском дворе. Постановка оперы "Золотое яблоко" была приурочена к свадьбе императора Леопольда I. Чести создал около 100 опер, из которых сохранилось около 10. Помимо опер сочинял светские кантаты.
"Дидона" Кавалли. Либретто: Gian Francesco Busenello Первое представление: Venezia, Teatro San Cassiano, 1641 Театр Сан-Касьяно, первый венецианский общедоступный оперный театр, принял "Дидону" к постановке в 1641 году, в один год с шедевром Монтеверди "Возвращение Улисса". Драматический талант Кавалли уже был признан в Европе, понемногу тесня достижения учителя - Монтеверди. читать дальше + видео постановкиПрошло не так уж много времени, и Кавалли стал достоянием истории, а его музыка - фактом для учебников. В начале 21 века пришло время возрождения интереса к барочной опере. В опере Ф. Кавалли "Дидона" ее либреттист Джан-Франческо Бусенелло рассказывает нам о трагической гибели Трои, о прибытии Энея в Карфаген, его любви к королеве Дидоне и о том, как он покинул ее, вернувшись в Италию. Композитор и автор либретто, хоть и сочинили оперу на известный сюжет, тем не менее позволили себе некоторое отступление от общеизвестного сюжета: в самом конце оперы они повествуют нам не о трагической гибели Дидоны, а о ее браке с царём гетулов Иарбом. В 1-м действии оперы повествуется о гибели Трои в пожаре. Эней и его супруга Креуса по приказу богини Венеры покидают город. Креуса гибнет, и Эней оплакивает её. Во 2-м действии Эней плывет по Средиземному морю и приплывает в Карфаген. Так начинается знаменитая история любви царицы Карфагена Дидоны и троянца Энея. В 3-м действии Эней покидает Дидону, чтобы вернуться в Италию. А Дидона - по настоянию Кассандры - выходит замуж за своего давнего поклонника Иарба, который является царём Гетулии. (с) Материал взят с сайта.
"Калисто" Кавалли Главные персонажи: читать дальше - персонажи, сюжет, видео постановкиКаллисто (сопрано), Диана (меццо-сопрано), Юпитер (бас), Эндимион (контратенор), Лимфея (сопрано), Пан (бас), Юнона (сопрано), Меркурий (бас). Сюжет Бог Юпитер увлекся нимфой Каллисто, спутницей богини охоты Дианы, и хочет сделать ее бессмертной. Он пришел на землю и принял облик Дианы, чтобы соблазнить нимфу. Однако его жена Юнона превращает Каллисто в медведя. Сама Диана увлечена Эндимионом, пленником Пана. В конце-концов, Диана соединяется с Эндимионом, а Юпитер делает Каллисто бессмертной, превратив в созвездие Малой Медведицы. Один из ярких образцов оперы эпохи барокко. После долгих лет забвения сочинение вновь обрело популярность и с успехом ставится на сцене. Тема сочинения (любовные увлечения Юпитера), как и ее чувственная стилистика, во многом перекликаются с генделевской "Семелой". Материал взят с сайта.
"Золотое яблоко" Чести ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО (Il pomo d'oro) — театральное празднество А. Чести в 5 д. с прологом, либретто Ф. Збарры. Премьера: Вена, 13-14 июля 1668 г., на бракосочетании австрийского императора Леопольда I и Маргариты Испанской, восхвалению которых посвящен пролог. Сюжет и видеоЦарь подземного мира Плутон, чтобы доставить развлечение тоскующей жене, решает посеять раздор среди небожителей. Он бросает на стол богов золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Из-за обладания яблоком спорят Юнона, Афина-Паллада и Венера. Их спор должен решить Парис, сын троянского царя Приама. Богини обещают ему в награду за яблоко власть (Юнона), славу (Афина), любовь прекраснейшей из женщин (Венера). Парис отдает яблоко Венере, вызывая ненависть остальных богинь. Ссоры и раздоры в царстве богов усиливаются, и Юпитер, отняв яблоко у Венеры, решает отдать его той, кто совмещает величие Юноны, мудрость Афины и красоту Венеры, то есть Маргарите Испанской. Материал взят с сайта.