XVII век в истории музыкальной культуры можно рассматривать как некоторый рубеж: к нему стягивается все накопленное в веках, и от него берет начало множество новых видов и жанров музыкального искусства. Именно в XVII веке завершается длительный процесс размежевания светской и церковной профессиональной музыки, благодаря чему сделалось возможным рождение оперы.
Самый факт возникновения такого жанра, как опера, не только свидетельство колоссальной эволюции музыкального искусства, это и обнаружение глубоких сдвигов в общественном сознании, выражавшихся в росте светских элементов музыки, в постепенном отходе от средневекового мышления, а затем и открытого предпочтения искусства жизненного, способного поставить проблемы и выразить мысли, волнующие современного человека.
Опера - вид синтетического искусства - объединяет театр, поэзию, танец, музыку. Средства ее художественного воздействия почти безграничны. неудивительно, что вскоре после своего появления опера заняла положение ведущего жанра и сохранила его вплоть до нашего времени.
Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества XVII и XVIII веков. В ее недрах складываются новые жанры инструментальной музыки: увертюра, оркестровая и балетная сюита; в близости к драматургии оперы, к характеру ее образов формируется симфония. Даже в духовную музыку - ораторию, кантату - вместе с драматизмом оперных образов проникают оперные формы, концертность вокального стиля, принципы композиции.
Комплексная природа оперного жанра предназначила его для большой сцены, для общения с широкой демократической аудиторией, а отсюда и исключительное общественное назначение оперы.
В письме к Н.Ф. фон Мекк П.И. Чайковский писал: ".. есть нечто неудержимо влекущее всех композиторов к опере: это то, что она дает вам средство сообщаться с массами публики... Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но, при благоприятных условиях, всего народа".
Опера всегда чутко отзывалась на колебания и изменения в общественных настроениях, вкусах, потребностях. В исторически переломные эпохи, когда продвижение новых идей сталкивалось со старой идеологией, и борьба направлений в науке, литературе, искусстве принимала характер социальный и политический, вопросы оперного искусства приобретали актуальность. В такие эпохи оперная сцена подчас превращалась в своеобразную общественную трибуну, в арену яростных идейных битв. С момента зарождения и на протяжении всей последующей истории проблемы оперного творчества стоял и стоят в центре общественной музыкальной жизни и эстетической мысли.
Италия, в которой роскошное цветение искусства Ренессанса приносило наиболее обильные плоды, была родиной оперы. Корни этого жанра лежат в глубине времен, и его отдельные элементы вызревали долго и медленно внутри разных областей искусства - светского, религиозного, народного и профессионального.
Непосредственному появлению оперы предшествовала интенсивная музыкальная жизнь XVI века с ее уже достаточно развитыми формами светского музицирования, распространением музыкально-театрального жанра пасторали, повышенным интересом к песне. Флоренция, славная своей богатейшей художественной культурой, была первым очагом оперного искусства.
Историческую известность приобрел кружок (camerata) поэтов, музыкантов, ученых и любителей искусств, возглавляемый флорентийским меценатом Джованни Барди и его другом Якопо Корси. В этом кружке были впервые сформулированы эстетические положения, разработаны некоторые принципы, сделавшиеся основой нового музыкально-драматического жанра.
Так же как художников и поэтов, скульпторов и зодчих Ренессанса, участников камераты воодушевляла идея возрождения античной музыки. Правда, представление о ее характере и формах приходилось черпать из трудов древнегреческих и римских писателей и философов, ибо памятники чисто музыкального искусства еще не были раскрыты. Высшим образцом античного искусства считалась греческая трагедия с теснейшим слиянием в ней поэзии, музыки, декламации.
Одним из знаменосцев этих идей, страстным поборником идеалов античности был друг и сподвижник Барди - Винченцо Галилеи (ок. 1520-1591), отец знаменитого астронома. Прекрасный музыкант, виртуоз-лютнист, певец и композитор, Винченцо Галилеи вызывал восторг своих соратников пением-декламацией под аккомпанемент лютни.
В 1581 году Галилеи опубликовал трактат под названием "Диалог об античной и современной музыке", где резко критиковал господство в современной музыке вокальной полифонии.
В Древней Греции, писал Галилеи, когда поэт и музыкант сочетались в одном лице, распевная декламация усиливала выразительность поэтической речи, оттеняла ее малейшие нюансы, и смысл произносимого был понятен и достигал цели. Мелодия рождалась из движения речи, из естественных повышений и понижений человеческого голоса. теперь же сложные контрапунктические сплетения множества голосов, массивные звуковые конструкции поглощают красоту поэзии, ее содержание ускользает, передача индивидуальных чувство и мыслей становится невозможной. Нужно освободить искусство от полифонии - "музыки варваров".
Поиски новых средств сольного пения привели Галилеи и деятелей камераты к созданию речитативного вокального стиля, сделавшегося основой флорентийской оперы.
Ринуччини. Пери. Каччини.
Основоположниками флорентийской оперы были поэт Оттавио Ринуччини (ученик Тассо, 1562-1621), музыканты Якопо Пери (1561-1633) и Джулио Каччини (ок. 1548-1618).
Первая опера "Дафна" с текстом Ринуччини и музыкой Пери (частично и Корси) была представлена во Флоренции в доме Корси в 1594 году. Она неоднократно исполнялась с новыми дополнениями и изменеиями. К сожалению, партитура "Дафны" не сохранилась.
Первой из дошедших до нас опер и, вероятно, второй по счету флорентийской оперой была "Эвридика" на сюжет античного мифа об Орфее. Показ "Эвридики", приуроченный к торжеству по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV с Марией Медичи, состоялся в 1600 году. Авторы ее - поэт Оттавио Ринуччини и композитор Якопо Пери. В посвящении оперы Пери говорит, что искал "пения, выработанного по слову, более приподнятого, чем обычный говор, но менее точно очерченного, чем чистая мелодия, на полпути между тем и другим". Во флорентийской опере пение сопровождалось аккомпанементом небольшого инструментального ансамбля, который располагался за сценой. Увертюра обычно отсутствовала. Трубные фанфары призывали к вниманию, оповещали о начале представления.
В подражание античной трагедии музыкальному действию предшествовал пролог, где в аллегорической форме кратко передавалось содержание пьесы. Следуя примеру той же античной трагедии, флорентийские композиторы вводили в свои оперы хор: он был не только вестником судьбы, возвещавшим волю богов, но и участником музыкально-драматического действия.
В 1600 году на тот же сюжет появилась опера Джулио Каччини, она называлась так же, как и опера Пери, - "Эвридика". Придерживаясь композиционно-драматургических принципов своего соратника, Каччини добивается разнообразия и виртуозности в вокальном стиле.
Несмотря на то что аудитория, к которой обращена была музыка флорентийцев, состояла из узкого круга знатоков и любителей-аристократов, историческая заслуга камераты огромна. Гуманистические идеи Ренессанса, стремление возродить античную трагедию вдохновляли их на смелые эксперименты и привели в конечном итоге к образованию нового монодического, одноголосного вокального стиля. Речитатив, драматическая декламация становятся основой музыкальной драмы.
"Эвридика" Пери
смотреть
"Эвридика" Каччини
смотреть
Самый факт возникновения такого жанра, как опера, не только свидетельство колоссальной эволюции музыкального искусства, это и обнаружение глубоких сдвигов в общественном сознании, выражавшихся в росте светских элементов музыки, в постепенном отходе от средневекового мышления, а затем и открытого предпочтения искусства жизненного, способного поставить проблемы и выразить мысли, волнующие современного человека.
Опера - вид синтетического искусства - объединяет театр, поэзию, танец, музыку. Средства ее художественного воздействия почти безграничны. неудивительно, что вскоре после своего появления опера заняла положение ведущего жанра и сохранила его вплоть до нашего времени.
Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества XVII и XVIII веков. В ее недрах складываются новые жанры инструментальной музыки: увертюра, оркестровая и балетная сюита; в близости к драматургии оперы, к характеру ее образов формируется симфония. Даже в духовную музыку - ораторию, кантату - вместе с драматизмом оперных образов проникают оперные формы, концертность вокального стиля, принципы композиции.
Комплексная природа оперного жанра предназначила его для большой сцены, для общения с широкой демократической аудиторией, а отсюда и исключительное общественное назначение оперы.
В письме к Н.Ф. фон Мекк П.И. Чайковский писал: ".. есть нечто неудержимо влекущее всех композиторов к опере: это то, что она дает вам средство сообщаться с массами публики... Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но, при благоприятных условиях, всего народа".
Опера всегда чутко отзывалась на колебания и изменения в общественных настроениях, вкусах, потребностях. В исторически переломные эпохи, когда продвижение новых идей сталкивалось со старой идеологией, и борьба направлений в науке, литературе, искусстве принимала характер социальный и политический, вопросы оперного искусства приобретали актуальность. В такие эпохи оперная сцена подчас превращалась в своеобразную общественную трибуну, в арену яростных идейных битв. С момента зарождения и на протяжении всей последующей истории проблемы оперного творчества стоял и стоят в центре общественной музыкальной жизни и эстетической мысли.
Итальянская опера.
Италия, в которой роскошное цветение искусства Ренессанса приносило наиболее обильные плоды, была родиной оперы. Корни этого жанра лежат в глубине времен, и его отдельные элементы вызревали долго и медленно внутри разных областей искусства - светского, религиозного, народного и профессионального.
Непосредственному появлению оперы предшествовала интенсивная музыкальная жизнь XVI века с ее уже достаточно развитыми формами светского музицирования, распространением музыкально-театрального жанра пасторали, повышенным интересом к песне. Флоренция, славная своей богатейшей художественной культурой, была первым очагом оперного искусства.
Флорентийская школа.
Историческую известность приобрел кружок (camerata) поэтов, музыкантов, ученых и любителей искусств, возглавляемый флорентийским меценатом Джованни Барди и его другом Якопо Корси. В этом кружке были впервые сформулированы эстетические положения, разработаны некоторые принципы, сделавшиеся основой нового музыкально-драматического жанра.
Так же как художников и поэтов, скульпторов и зодчих Ренессанса, участников камераты воодушевляла идея возрождения античной музыки. Правда, представление о ее характере и формах приходилось черпать из трудов древнегреческих и римских писателей и философов, ибо памятники чисто музыкального искусства еще не были раскрыты. Высшим образцом античного искусства считалась греческая трагедия с теснейшим слиянием в ней поэзии, музыки, декламации.
Одним из знаменосцев этих идей, страстным поборником идеалов античности был друг и сподвижник Барди - Винченцо Галилеи (ок. 1520-1591), отец знаменитого астронома. Прекрасный музыкант, виртуоз-лютнист, певец и композитор, Винченцо Галилеи вызывал восторг своих соратников пением-декламацией под аккомпанемент лютни.
В 1581 году Галилеи опубликовал трактат под названием "Диалог об античной и современной музыке", где резко критиковал господство в современной музыке вокальной полифонии.
В Древней Греции, писал Галилеи, когда поэт и музыкант сочетались в одном лице, распевная декламация усиливала выразительность поэтической речи, оттеняла ее малейшие нюансы, и смысл произносимого был понятен и достигал цели. Мелодия рождалась из движения речи, из естественных повышений и понижений человеческого голоса. теперь же сложные контрапунктические сплетения множества голосов, массивные звуковые конструкции поглощают красоту поэзии, ее содержание ускользает, передача индивидуальных чувство и мыслей становится невозможной. Нужно освободить искусство от полифонии - "музыки варваров".
Поиски новых средств сольного пения привели Галилеи и деятелей камераты к созданию речитативного вокального стиля, сделавшегося основой флорентийской оперы.
Ринуччини. Пери. Каччини.
Основоположниками флорентийской оперы были поэт Оттавио Ринуччини (ученик Тассо, 1562-1621), музыканты Якопо Пери (1561-1633) и Джулио Каччини (ок. 1548-1618).
Первая опера "Дафна" с текстом Ринуччини и музыкой Пери (частично и Корси) была представлена во Флоренции в доме Корси в 1594 году. Она неоднократно исполнялась с новыми дополнениями и изменеиями. К сожалению, партитура "Дафны" не сохранилась.
Первой из дошедших до нас опер и, вероятно, второй по счету флорентийской оперой была "Эвридика" на сюжет античного мифа об Орфее. Показ "Эвридики", приуроченный к торжеству по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV с Марией Медичи, состоялся в 1600 году. Авторы ее - поэт Оттавио Ринуччини и композитор Якопо Пери. В посвящении оперы Пери говорит, что искал "пения, выработанного по слову, более приподнятого, чем обычный говор, но менее точно очерченного, чем чистая мелодия, на полпути между тем и другим". Во флорентийской опере пение сопровождалось аккомпанементом небольшого инструментального ансамбля, который располагался за сценой. Увертюра обычно отсутствовала. Трубные фанфары призывали к вниманию, оповещали о начале представления.
В подражание античной трагедии музыкальному действию предшествовал пролог, где в аллегорической форме кратко передавалось содержание пьесы. Следуя примеру той же античной трагедии, флорентийские композиторы вводили в свои оперы хор: он был не только вестником судьбы, возвещавшим волю богов, но и участником музыкально-драматического действия.
В 1600 году на тот же сюжет появилась опера Джулио Каччини, она называлась так же, как и опера Пери, - "Эвридика". Придерживаясь композиционно-драматургических принципов своего соратника, Каччини добивается разнообразия и виртуозности в вокальном стиле.
Несмотря на то что аудитория, к которой обращена была музыка флорентийцев, состояла из узкого круга знатоков и любителей-аристократов, историческая заслуга камераты огромна. Гуманистические идеи Ренессанса, стремление возродить античную трагедию вдохновляли их на смелые эксперименты и привели в конечном итоге к образованию нового монодического, одноголосного вокального стиля. Речитатив, драматическая декламация становятся основой музыкальной драмы.
"Эвридика" Пери
смотреть
"Эвридика" Каччини
смотреть