Немецкая опера.

Развитие музыкальной культуры в Германии так же отличается от подобного процесса в Италии или Франции, как различен в них строй общественной жизни и весь дух национальной культуры.
В системе европейских государств XVII и XVIII веков Германия в экономическом и политическом отношении была одним из самых отсталых европейских государств. Обессиленная и обескровленная бесконечными войнами, Германия без сопротивления приняла Вестфальский мир (1648), узаконивший ее государственную раздробленность.
Расчлененная на множество самостоятельных герцогств, курфюршеств, графств, Германия превратилась в страну, где преклонение перед всем иностранным соединилось с пренебрежением к традициям и особенностям национальной культуры.
Автор многих исторических исследований Франц Меринг писал: "немецким ученым не оставалось ничего другого, как отыскивать свою духовную пищу и даже свою родину за границей, тем более что господствующие княжеские и дворянские классы в Германии относились к немецкому просвещению либо враждебно, либо совершенно равнодушно... Они обрекали немецкий ученых на голод, гнали их за границу или приближали их ко двору, - и трудно сказать, какой из трех случаев был для ученых худшим".
Исторические судьбы страны, роковым образом отозвавшиеся на развитии всей немецкой культуры, отразились и на состоянии немецкой музыки, и в частности на положении немецкой оперы. "Немецкая певица! - заявлял прусский король Фридрих II. - Я получу такое же удовольствие, слушая ржание моей лошади!".
В княжеских капеллах, оперных и драматических труппах предпочтение отдавалось иноземным артистам; соблазненные высокими гонорарами и разного рода привилегиями, Германию наводняли приезжие виртуозы, примадонны, капельмейстеры, в большинстве своем итальянцы. Именно дворы немецких князей сделали оплотом итальянской оперы, и оттуда она распространила свое влияние по всей стране.
Попытки создания немецкой национальной оперы делались неоднократно. В Северной и Южной Германии возникали оперные театры, но национальное направление было нестойким и кратковременным. В столицах и крупных городах, как, например, в Мюнхене, сразу утвердилась итальянская опера. Примерно то же самое произошло и в Вене. Как только слава итальянской оперы проникла в Австрию, граничащую с Италией, к венскому двору стали привлекать лучших композиторов венецианской школы: Кавалли, Чести и других. Первые же спектакли в Вене ставились с помощью итальянцев. Хотя тексты звучали на немецком языке, в большинстве своем это были переводы с итальянского. В скором времени и эта видимость немецкой традиции исчезла. Сами немецкие музыканты в ряде случаем оказывались проводниками французского и итальянского оперного стиля.
Начало истории немецкой оперы было связано с появлением "Дафны" Генриха Шютца. Опера была исполнена в городе Торгау в 1627 году (партитура не сохранилась).
Генрих Шютц (1585-1672) - великий немецкий композитор, ученик прославленного венецианца Джованни Габриели - первым "привез" на свою родину итальянский речитативный стиль. Некоторое время Шютц занимал место капельмейстера в Дрездене, но вскоре его сменил Итальянец Бонтемпи. С тех пор Дрезден - столица саксонского курфюрста - сделался местом итальянской оперы.
Двойное влияние - итальянское и французское - испытала опера в Ганновере. Оркестр оперы состоял преимущественно из музыкантов-французов, капельмейстером пригласили итальянца Агостино Стеффани (1654-1728). Музыку Стеффани немцы воспринимали как высокий образец чистого итальянского искусства, ему стремились следовать даже такие выдающиеся немецкие композиторы, как Кайзер и Гендель.
Гамбург и немецкая национальная опера. Таким образом, во второй половине XVII века итальянская опера заняла крепкие позиции в крупнейших культурных центрах Германии. И только в Гамбурге немецкому музыкальному театру удалось найти путь к созданию национальных форм оперного искусства и некоторое время успешно сопротивляться итало-французской гегемонии.
Гамбург называли Северной Венецией. Один из крупных городов Северной Европы, Гамбург в сравнении с большинством городов Германии отличался относительно высоким уровнем жизни. Издавна там установились широкие торговые и культурные связи с другими странами, сложился класс богатой буржуазии, старавшейся соперничать со столицей Венецианской республики.
Не затронутый губительной Тридцатилетней войной, Гамбург был желанным прибежищем для людей, сохранивших жажду деятельности, купцов и предпринимателей, представителей умственного и артистического труда. Все благоприятствовало тому, что Гамбург сделался одним из главных культурных центров страны.
читать дальше